Вернуться к обычному виду

Становление института Уполномоченного

Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - одно из важнейших достижений демократических преобразований в России в конце XX столетия. Россия присоединилась к Международному пакту о гражданских и политических правах в октябре 1991 года. С этого времени граждане Российской Федерации могут обращаться за защитой нарушенных гражданских и политических прав в Комитет по правам человека ООН. 
Огромную роль в реализации прав человека в России играет принятая в декабре 1993 года Конституция Российской Федерации. Провозгласив права и свободы человека высшей ценностью она фактически заложила основы демократического развития страны. 

Закон Московской области «Об Уполномоченном по правам человека в Московской области» был подписан Председателем Московской областной Думы А.Е. Жаровым и опубликован 25 января 2001 года. 25 апреля 2001 года первый Уполномоченный по правам человека в Московской области был назначен на эту должность голосованием депутатов Московской областной Думы. 
Этап работы Уполномоченного в 2001-2005 годы был в основном связан со становлением нового института правозащиты, изучением ситуации с правами человека в Подмосковье, развитием правового просвещения граждан. 
С 18 января 2006 г. по представлению Губернатора Московской области Московской областной Думой Уполномоченным по правам человека в Московской области назначается Александр Евгеньевича Жаров. 
20 января 2011 г. по представлению Губернатора Московской области Московская областная Дума единогласно назначила А.Е. Жарова Уполномоченным по правам человека в Московской области на новый срок полномочий. 

В соответствии с Законом Московской области «Об Уполномоченном по правам человека в Московской области» Уполномоченный рассматривает письменные жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - заявители) на решения или действия (бездействие) органов и должностных лиц Московской области, нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы. 
При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции. 
За прошедшее время работы налажено взаимодействие Уполномоченного с Губернатором и Правительством Московской области, центральными исполнительными органами государственной власти региона, депутатами Московской областной Думы, органами местного самоуправления. Уполномоченный сотрудничает с прокуратурой Московской области, городскими и районными прокурорами, Мособлсудом и районными судами, ГУВД, Управлением Федеральной миграционной службы по Московской области. 
Подписано Соглашение о взаимодействии с Управлением федеральной службы исполнения наказаний по Московской области, Управлением федеральной службы судебных приставов по Московской области, с Союзом журналистов Подмосковья. 
Работники аппарата Уполномоченного делегированы в составы областных межведомственных комиссий: жилищной комиссии при Правительстве Московской области, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, комиссии по делам военнослужащих, лиц уволенных с военной службы и членов их семей, совета по земельным отношениям и других. 
Развиваются контакты с общественными правозащитными организациями московского региона. 

С учетом специфики Подмосковья: большой территории, плотности и численности населения, создан и наращивает свою деятельность институт представителей Уполномоченного по правам человека в Московской области в муниципальных образованиях. 
Деятельность представителей Уполномоченного являются важным звеном в механизме защиты прав человека в Подмосковье. 
Сегодня представители активно работают практически во всех районах и городах. Среди них – люди разных специальностей: юристы, педагоги, экономисты, врачи. Все они обладают большим жизненным опытом и знанием проблем населения. 
В число их задач входит ведение личных приемов граждан, разрешение жалоб на месте, правовое просвещение, взаимодействие с муниципальными органами власти, средствами массовой информации. 
Представители участвуют в подготовке ежегодных и специальных докладов Уполномоченного. С их участием проводился мониторинг соблюдения законодательства в сфере обеспечения прав инвалидов, детей, пенсионеров, военнослужащих и других социальных групп на территории Московской области. 
Представители активно участвуют в сборе информации и подготовке материалов для специальных докладов Уполномоченного по различным проблемам жителей Подмосковья. 
К Уполномоченному по правам человека и его представителям в муниципальных образованиях поступают обращения, в которых наиболее часто звучат такие темы, как обеспечение прав на жилище, пенсионное обеспечение, социальная помощь, защита прав и законных интересов детей и другие. 
Значительная часть проблем, изложенных в обращениях, решается положительно. Заявителям также оказывается квалифицированная консультативная помощь. 
Эффективность проводимой работы постоянно растет. 
Институт Уполномоченного по правам человека является важным рабочим инструментом правового государства. Уполномоченный выступает в качестве беспристрастного посредника между пострадавшим гражданином и должностными лицами. 
Анализ становления и развития института омбудсмана с учетом международной практики позволяет сделать вывод о том, что он является эффектив¬ным демократическим инструментом контроля за правомерностью деятельности органов государственной власти и их должностных лиц. 
Задача Уполномоченного убеждать государственные органы и должностных лиц в необходимости перемен в той или иной сфере жизнедеятельности общества, особенно на том или ином участке, где допускаются массовые нарушения прав граждан. Он вправе и должен сделать все возможное, чтобы восстановить права граждан, а депутаты законодательного органа осознали необходимость внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. 
Деятельность Уполномоченного не ограничивается рассмотрением жалоб и заявлений граждан. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенций. Расследования, начатые по инициативе омбудсмана, как правило, касаются вопросов, которые могут вызывать глубокую озабоченность общественности или являются вопроса¬ми, затрагивающими права групп, а по этой причине не всегда могут являться предметом жалобы отдельного гражданина. 
В последнее время Уполномоченные все больше и больше вовлекаются в широкий круг информационно-просветительской деятельности в области прав человека. Все чаше институт Уполномоченного берет на себя обязанности поощрять и защищать права человека, в частности путем просветительской деятельности, сотрудничеством со средствами массовой информации и разработки информационных программ в области развития образования и просвещения в сфере прав человека, форм и методов их защиты. 
Авторитет народного защитника является своеоб¬разным рычагом воздействия на должностных лиц, которые должны знать, что Уполномоченный, в своих отчетах и докладах обращает внимание на социальную цену ее решений.